+7 (495) 230-14-78 пн-пт 10:00 - 18:00

Способность самостоятельно принимать решения и отвечать за них — одно из главных качеств, отличающих зрелую личность. Но ни один человек не рождается с чувством ответственности, оно приобретается и закладывается в детстве, причем ведущую роль в этом играют родители. Как формируется ответственность, с какого возраста нужно к ней приучать и какие приемы можно использовать? Ответы на эти вопросы найдете в статье.

Что такое ответственность и зачем ее развивать у детей?

В психологии под ответственностью понимается готовность человека влиять на мир с помощью своих выборов, слов, поступков и действий, осознавать их причины и принимать возможные последствия.

Иными словами, это умение управлять собой и своей жизнью, и оно дает много преимуществ в любом возрасте. Ответственный ребенок, из которого затем вырастет ответственный взрослый, способен:

  1. успешно справляться со своими обязанностями (личными, социальными, профессиональными, семейными);
  2. ставить цели и достигать их;
  3. соблюдать договоренности и держать слово;
  4. устанавливать хорошие взаимоотношения с людьми;
  5. легче адаптироваться к новым условиям и задачам;
  6. решать проблемы самостоятельно;
  7. заботиться о себе;
  8. спокойно воспринимать критику;
  9. проще относиться к неудачам и трудностям;
  10. активно участвовать в построении собственной жизни, не боясь перемен, а выступая их инициатором.

Исполнительный равно ответственный?

Ответственность и послушание — не одно и то же. Механическое выполнение требований старших, наоборот, глушит любые проявления самостоятельности и критичности мышления, приучает ребенка ждать готовых решений от других.

Сравните: послушный ребенок делает домашнее задание просто потому, что так сказали взрослые, а ответственный понимает, что невыученный урок повлечет за собой плохую оценку и проблемы с пониманием материала. Первый следует инструкциям, не думая, зачем это нужно, а второй анализирует, какие последствия могут быть у его действий, и только потом принимает решение.

Почему ребенок избегает ответственности?

Взрослые и дети по-разному трактуют данное понятие, на этой почве в семье часто возникают конфликты. Ответственность глазами ребенка — нечто скучное, нудное, связанное с множеством "надо" и "нельзя". 

Задача родителей в этом случае — наглядно показать плюсы ответственности, объяснить, что это не только обязательства и ограничения, но и свобода распоряжаться своей жизнью, реализовывать планы и мечты, выбирать увлечения, друзей, профессию. У ребенка должно закрепиться убеждение, что ответственность — не повинность, а полезный навык, который делает жизнь более комфортной, управляемой и счастливой.

Этапы формирования ответственности

Приучение ребенка к самостоятельным действиям можно разделить на три этапа:

1 Совместное выполнение

Для начала родители делают что-то вместе с ребенком (убирают игрушки, подметают пол, готовят обед и т.д.). В процессе они показывают, как именно нужно выполнять эту задачу, на какие шаги ее можно разбить, что для этого понадобится, какой должен быть результат. Ребенок смотрит, обучается и пробует повторить действие с помощью родителей.

2 Самостоятельное выполнение

На этом этапе взрослые уже не помогают ребенку, а предоставляют выполнить задачу самому и только наблюдают за процессом. Так ребенок получает свой собственный опыт, формирует волю и самоконтроль.

Важно, чтобы родители закрепили результат похвалой. Даже если что-то не получилось сразу, нужно найти позитивные моменты в действиях ребенка и поддержать его: «Да, у тебя пока не получилось зашнуровать ботинки, зато смотри, как аккуратно ты повязал шарф!»

3 Переход действия в зону ответственности ребенка

Родители договариваются, что отныне эта задача, уже отработанная на практике, становится его обязанностью. Можно установить периодичность выполнения: делать уборку в комнате раз в неделю, мыть посуду после ужина и т.д.

В этот период взрослым важно максимально снизить контроль непосредственно за ходом выполнением задания, но при этом отслеживать результат (прибрался в комнате или нет, чисто подмел пол или оставил мусор в углу) и давать ребенку обратную связь. 

С какого возраста приучать к самостоятельности и ответственности?

Психологи считают, что оптимально начинать примерно в 3-3,5 лет. До этого у ребенка еще не сформированы причинно-следственные связи, и он просто не поймет, что такое ответственность. Малыш в этом возрасте ориентируется не на логику, а на реакцию мамы: именно ее эмоции дают ему первое представление, что можно и нельзя делать.

По мере взросления круг обязанностей следует расширять, добавляя к прежним заданиям новые, чуть более сложные и давая больше свободы в принятии решений. Главное — делать все постепенно, чтобы у ребенка было достаточно времени на комфортное закрепление каждого навыка.

Далее рассказываем, за какие конкретные дела могут отвечать дети разного возраста.

Дошкольники (3-7 лет). На этом этапе подойдут несложные задания, не требующие продолжительной концентрации внимания. Например, помочь взрослым разложить столовые приборы перед едой, выбрать книгу для совместного чтения, одеться на прогулку.

Многие дети в этом возрасте идут в садик, где им тоже прививают навыки соблюдения определенных правил: бережно относиться к игрушкам в группе, не убегать от воспитателя на прогулке, ухаживать за питомцами в живом уголке и т.д.

Младшие школьники (7-10 лет). В этом возрасте можно доверить ребенку выбирать для себя занятия в свободное от школы время, самому определять, когда делать домашнее задание, решать, в какой одежде он завтра пойдет в школу. Также ребенку наверняка понравится, если у него появятся собственные "взрослые" домашние дела: поливать цветы, застилать постель, кормить кошку.

Подростки (10-17 лет) уже вполне могут нести ответственность за более сложные задачи. Сюда относится их внешний вид, например, выбор стиля в одежде, соблюдение распорядка дня, запись на секции и к репетиторам, устройство на подработку во время каникул, контроль карманных расходов.

Важно понимать, что это лишь начало процесса формирования будущей ответственности, поэтому требовать от ребенка уровня самостоятельности взрослого человека неправильно. Он еще не соизмеряет свои желания и возможности, не может действовать так же четко и продуманно, как взрослый, часто ошибается. 

По мере того как ребенок становится старше, возрастают и его уровень осознанности и ответственности. Он учится оценивать не только последствия своих и чужих поступков, но и причины, внутренние мотивы, которые лежат в их основе. 

Когда же ребенок становится полностью самостоятельным и независимым? К кому-то осознание ответственности за свою жизни приходит в 17-18 лет, к кому-то позже, в 20-25. Как правило, это связано с началом отдельной от родителей жизни, появлением своего жилья, работы, созданием семьи.

Инфантилизм и гиперответственность

Бывает так, что люди и в 20, 30, 40 лет, имеющие, казалось бы, все внешние атрибуты взрослости, не хотят взрослеть по-настоящему. Они наивны, капризны, эмоционально незрелы, не очень приспособлены в быту. Им обычно нелегко живется: принимать решения они не любят, предпочитают, чтобы ответственность взял кто-то другой, им кажется, что их никто не понимает, а во всех проблемах виноваты окружающие (родители, партнер, начальник, государство).

Связано это со стратегией воспитания родителей в детстве. Такого ребенка, как правило, в семье ставят на пьедестал, ни в чем не отказывают, всячески заботятся и оберегают от трудностей, многое делают за него, так и не позволяя стать самостоятельным. А когда он выходит из этой родительской "теплицы" и сталкивается с реальной жизнью, начинаются проблемы вплоть до неврозов и депрессии. Поэтому он стремится всеми силами вновь вернуться к прежней жизни, где не нужно ничего решать. Став взрослыми, такие люди нередко находят мужа/жену, которые обеспечат им привычный образ жизни.

Другая крайность — ребенок вырастает чересчур ответственным. С детства он ведет себя, как маленький взрослый: поступает правильно, логично и здраво рассуждает, у него развито чувство долга, он всегда слушается старших, примерно учится и никогда не подводит, что, конечно, удобно для родителей. Повзрослев, такой человек стремится контролировать абсолютно все в своей жизни, даже то, что от него не зависит, зациклен на соблюдении правил, впадает в стресс и панику, когда что-то идет не по плану или не получается.

Корни гиперответственности тоже растут из семьи. Причинами могут быть слишком высокая планка требований к ребенку, тревожное и/или отстраненное поведение родителей, внимание и любовь которых можно было заслужить только хорошим, ответственным поведением. Также влияет наличие в семье младших детей, о которых старшему приходилось заботиться наравне с мамой и папой или вместо них. В результате гиперответственному взрослому живется так же нелегко, как инфантильному: у него много вытесненных, подавленных чувств (грусть, злость, одиночество, вина), ему трудно общаться и сближаться с людьми, его преследует страх неудачи. 

Как же родителям помочь своему ребенку вырасти зрелым и самостоятельным человеком, не пойдя ни по одному из этих неблагоприятных сценариев? Помогут рекомендации психологов и специалистов по поведению, которые мы собрали для вас ниже.

Советы родителям по воспитанию ответственности

Начните с мелких бытовых дел

Американский психотерапевт Карен Раскин считает, что ответственность у детей формируется с обучения базовым навыкам самообслуживания: вымыть руки перед едой, налить чай, разложить одежду в своем шкафу и т.д. Нескольких маленьких, но регулярно выполняемых действий будет достаточно для закрепления привычки делать что-то без помощи взрослых.

Подбирайте посильные задания

Ребенку не должно быть слишком легко или, наоборот, слишком сложно выполнять ваше поручение. В первом случае он воспримет успех как должное, а во втором — разочаруется в своих силах и откажется пробовать снова. Результат должен быть понятным и достижимым, но в то же время требовать от ребенка некоторых усилий.

Найдите интересы и сильные стороны

Ребенок хорошо ориентируется в интернете? Поручите ему найти отель для семейного отпуска, выбрать билеты по выгодным ценам. Любит животных? Предложите завести питомца и ухаживать за ним либо помогать по выходным в приюте или ветлечебнице. Во-первых, это покажет ему, что ответственность может приносить радость, а во-вторых, мотивирует быть полезным.

Разрешайте ошибаться

Пусть он получит замечание в школе из-за того, что проспал будильник, или потеряет смартфон и будет вынужден пользоваться старым кнопочным телефоном. Главное — не ошибки и промахи, а опыт, который он приобретет в результате всех этих ситуаций. 

Не делайте все за ребенка

Даже если какое-то действие занимает много времени, получается плохо или не получается вообще, будьте терпеливы и не берите его обязанности на себя. Не отнимайте у ребенка желание и возможность пробовать снова и добиваться лучшего результата.

Покажите связь между правами и обязанностями

Если ребенок систематически игнорирует задания по дому или учебе, он должен нести за это ответственность. Вы поможете ему стать более взрослым, если вовремя донесете мысль: чем больше договоренностей он нарушает, тем меньше прав у него в итоге остается. И наоборот: если возьмет на себя какое-то дело по собственной инициативе, стоит поощрить его чем-то важным. 

Станьте примером

В семье, где родители много читают, ходят на курсы повышения квалификации, постоянно развиваются в профессии и хобби, вероятнее всего, вырастут дети, которые тоже будут с удовольствием учиться и узнавать новое. Они наблюдают за родителями и невольно копируют их поведение, поэтому одних разговоров о пользе чтения или учебы мало, ваши собственные действия и результаты будут гораздо эффективнее.

Больше статей на Дзен

Похожие статьи

Профориентация: что это такое и для чего нужна
Профориентация: что это такое и для чего нужна
В условиях динамично развивающегося мира, когда каждый год появляются новые специальности, а какие-то уходят в прошлое, выбор профессии перед будущими выпускниками школ стоит остро как никогда. Сегодня получить одно образование и проработать, наприме...
Лучший лагерь в «Артеке»
Лучший лагерь в «Артеке»
Многие родители стремятся отправить своих детей в «Артек» хотя бы на одну смену. Так было 10, 20 и даже 30 лет назад. «Артек» — старожил среди детских лагерей, но не теряет свои позиции на протяжении десятилетий и остается одним из лучших и масштабны...
Как воспитать в ребенке ответственность: советы для родителей
Как воспитать в ребенке ответственность: советы для родителей
Способность самостоятельно принимать решения и отвечать за них — одно из главных качеств, отличающих зрелую личность. Но ни один человек не рождается с чувством ответственности, оно приобретается и закладывается в детстве, причем ведущую роль в этом...

Подпишитесь и узнавайте первыми о наших самых горячих путёвках!